ТОС "Аршан" МО-СП "Окино-Ключевское"
+1

ТОС "Аршан" МО-СП "Окино-Ключевское"
  • Рейтинг: 2
  • Последний визит: 11 месяцев назад
  • Регистрация: 3 года назад

Анкета

Город:
Возраст:
25 лет
Район:
Бичурский
ТОС:
Аршан

Контакты

Телефон:
8924-45-45-45-*
ICQ:
670998340

Стена пользователя

Загрузка...
Старые Ключи в годы Великой отечественной войны (1941-1945гг)
Старые Ключи- родина моя!
Каждый человек- все моя родня.
Небольшое древнее, милое село.
И, родившись здесь, мне очень повезло.
Страшные, военные годы пержив,
Голод и разруху, сталинский режим!
Все ты испытала, все перенесла,
Но всё же устояла, родина моя
(Стихотворение Ксении Симоновой,
уроженки с.Старые Ключи. )
(введение о войне)
В военные годы село состояло из 70 дворов. Семьи, как обычно в то время были многодетными, поэтому из каждого дома провожали по несколько человек: отцов, сыновей, братьев.
Вся мужская работа легла на плечи женщин и подростков. Они стали главной силой на трудовом фронте
(список дети войны )
Со слезами на глазах вспоминает жительница села Михайлова Елизавета Матвеевна: «Мне было всего 12 лет, когда началась война. Отца и брата забрали на фронт, а в 1942 году умерла моя мама, и я осталась в доме за старшую. Приходилось очень туго. Нужно было зарабатывать на хлеб, чтобы прокормить младших и не умереть с голоду самой.
В колхозе было много работы, а мужчины все на фронте. Старики, женщины, и такие как я, везли этот непосильный труд на своих плечах. Мы поохали землю, в основном на быках, так как коней было мало и все же они были заморенные.
Не отказывались ни от какой работы: косили сено вручную, готовили дрова, чистили скотные дворы и многие другие.
С ранней весны и до поздней осени мы ходили босиком. Если ноги очень замерзли, то становились в теплый навоз, чтобы немного согреться, а зимой заматывали ноги в тряпье и с помощью веревки привязывали к стопам деревянные подошвы. А еще нас постоянно преследовало чувство голода, даже во сне. Как мы выжили в то время? Одному богу известно … наверное нас спасла вера в победу и надежда на лучшую жизнь.»
Жизнь в селе несмотря на тяжкие военные годы, шла своим чередом. Труженики тыла растили хлеб, повышали надои молока, осваивали технику, трудились день и ночь с одной целью: помочь фронту и выжить самим. Староключевцы не падали духом.
Труженики тыла:
1. Перевалов Арсентий Степанович
2. Михайлова Елизавета Матвеевна
3. Перевалов Илья Иннокентьевич
4. Михайлова Ольга Федосеевна
5. Бушкова Аграфена Степановна
6. Асеев Георгии Илларионович
7. Баженова Татьяна Марковна
8. Лизунова Зинаида Евстафьевна
9. Перевалова Анастасия Ефимовна
10. Бердникова Надежда Никитична
Председателем колхоза имени Ворошилова в то время был Михайлов Егор Петрович, один из первых колхозников. Человек незаурядного ума, трудовой закалки, он всегда был впереди и вёл за собой народ. Был строгим, но не жестким, как многие его соратники в то время. Ни один колхозник не пострадал безвинно во время его руководства. Он был честен и справедлив со всеми, и зная, что односельчане отвечают ему тем же. До 1944 года он был на посту, затем его сметил Перевалов Александр Никитович, демобелизованный по случаю ранения, который тоже оправдал доверие односельчан. Перевалов А.Н родился 30 сентября 1922 года коренной житель с. Старые Ключи, он является ветераном Великой Отечественной войны и так же старейший житель села. Рос в семье средняков и был одним ребенком. В те годы каждый работал каждый на своем поле. В 30-е годы делалось всё в ручную. Началась коллективизация, он пошел работать в колхоз в 16 лет там он пахал и сеял на конях. Работал он до 1941 года. В сентябре 1942 года его призвали в ряды Красной Армии, направили на месячные курсы, которые проходили на дивизионке в г. Улан-Удэ. Через месяц его отправили на фронт в Подмосковье. Участвовал в обороне Москвы. В бою ранило руку и его госпитализировали в саратовскую область, там три месяца полечили, после лечения врачи признали негодным к строевой службе и отправили домой. Приехал домой и стал работать в колхозе сначала бригадиром тракторной бригады, потом поставили председателем колхоза, где проработал 8 лет.1952 год опять поставили бригадиром тракторной бригады, потом ушел на пенсию и еще работал сторожем. Александр Никитович со своей женой Анастасией Ефимовной вырастили и воспитали пятерых детей. Он награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами красной звезды и 12 медалей.
Наравне со взрослыми работали в колхозе и дети. Не все имели возможность учиться в июне, поэтому приходилось работать. Учителя старались по мери возможности, удержать детей в школе. Сами полуголодные, они изо всех сил поддерживали должный уровень обучения, веру в скорую победу и настроение детей, всячески отвлекая от мрачных мыслей.
До начала войны единственным учителем на селе был некий Яков Павлович (фамилию никто не помнит), приехавший из западных областей России. Впервые дни войны он ушел добровольцем на фронт и с тех пор ничего не известно о его судьбе. Школа осталась без учителя. По распоряжению зав. РАЙОНО Веретенникова Евгения Тимофеевича для продолжения обучения учащихся были назначены две молодые с небольшим опытом учительницы. В нелегкое время пришлось работать в Староключевской школе Кокориной Надежде Никитовне и Переваловой Анастасии Ефимовне.
Анастасия Ефимовна уроженка с. Нижний Мангиртуй, Бичурский район. Девичья фамилия Терещенко, родилась 1925 года 5 января. После окончания 7-летки закончила педогогический курсы в г. Кяхта и была направлена в с. Елань, где немного проработав, была переведена в школу с. Старые Ключи. Сама еще почти подросток, она стала обучать грамоте сельских детишек. Приходилось мириться со всеми трудностями, а их было немало. Школа нуждалась в ремонте, в своевременном обеспечении дровами, не хватало учебников и тетрадей. Для письма зачастую использовались старые газеты. Да и одеться нужно было поприличнее, ведь учитель для детей был во всем примером. Со всеми этими проблемами Анастасия Ефимовне помогала справляться ее коллега по работе Кокорина Нина Никитична, приехавшая из с. Кокорино, Иволгинского района. Жизненная, энергичная, требовательная, строгая, но и в тоже время, очень жизнерадостная, она смотрела на жизнь с заданным оптимизмом. Рядом с ней и детям, и взрослым становилось легче бороться за выживание. Надежда Никитична вселяла надежду и веру в каждого, кто падал духом. Люди тянулись к ней, искали поддержку и совет. Бывшие ученики тех лет вспоминают: «Нам было всё интересно: и то, что преподавали на уроках, и то, о чем рассказывали учителя после занятий, и даже то, что нас заставляли помогать колхозникам. Мы пропалывали сорняки, собирали в поле колоски, копали картошку. И нам, как и всем в детстве было весело. Мы забывали, что где то бушует война: что, вернувшись домой, мы не найдем даже корочки хлеба. Школа была для нас единственным спасителем от всех наших проблем». Тех детей, что были постарше, отправляли в соседнее село Окино-Ключи, в МТС, на курсы трактористов среди них были Михайлов Дмитрий Федосеевич, Перевалов Илья Иннокентьевич, Асеев Георгий Маркович, Бушков Василий Маркович, Асеев Георгий Илларионович и др.
Перевалову Илье Иннокентьевичу исполнилось 14 лет, когда отца забрали на фронт и двух старших братьев. Горько плакала мать, провожая их на войну, как будто чувствавала их гибель. С ней остались три дочери и сын Илья. Вскоре младшая дочь умерла от воспаления легких. Илью направили на курсы трактористов. Знания на таких курсах давали поверхностные. Мало грамотная молодежь с трудом приобретала теоретические знания. Опыт приходил на практике. «Мучениям не было конца, вспоминает Илья Иннокентьевич, трактор постоянно ломался, а запчастей всегда не хватало. Особенно трудно было в зимнее время. Отапливаемых гаражей не было, поэтому ремонт производили на машинных дворах под открытым небом, в результате чего часто были случаи обморожения и простудных заболеваний, к тому же и одежда и обувь были очень ветхие, а морозы стояли жестокие. Но не смотря на это, мы были очень горды, что нам доверили технику. Мы чувствовали себя настоящими мужчинами в свои 14-15 лет.»
Нас рано сделала война мужчинами,
Мы повзраслели, детства не узнав
И с горестными чувствами остылыми
Мы жили, кулаки от злости сжав.
Мы заменили и отцов и старших братьев
В тылу, на малой родине своей
Мы совершали этот подвиг ратный
Во имя родины и счастья всех людей!
Говорят, человек ко всему привыкает. Вот и в годы войны (странно говорить об этом сейчас) люди постепенно мирились со словом «смерть». Погибали на фронте родные, умирали в тылу от голода и болезней. Смерть ходила по пятам, но народ не сдавался. Так же, как и в довоенное время, по вечерам молодежь собирались вместе. Слышен был бойкий перезвон балалайки, и пели девчонки песни.
С приходом пасхи все одевали свои лучшие наряды и все шли на Аршан катать по песку крашеные яйца и играть в бабки. Из припасенной для этого случая муки пекли куличи и тарки. Из всех праздников в году этот был самым светлым и запоминающимся. Сравниться с ним мог только еще один великий день – день победы радовались все и стар и млад, и даже те, кому было горько от потери своих близких. С тех пор прошло 70 лет, но не забыты те страшные годы войны. Мы свято чтим мужество, сдержанность и героизм фронтовиком и тружеников тыла. Не все участники тех событий живы в наше время. Многие уже ушли из жизни, не дожив до 70 летия Победы. Но староключевцы помнят о них и передают эту память из поколения в поколение. Может потому и выжило село в разных жизненных неурядицах, которые лихорадят в последнее время всю Россию.
Мои земляки- очень добрый народ
Не испортило их время смутное
Работяги они не живут без забот
И довольны вполне судьбой трудною.
Моя родина, милая, славная!
Прикипела к тебе я душой…
В моей жизни была ты главною
И надежной опорой порой.
Ты все лихости века стерпела
И остались, как прежде, живой
Устоять на ногах ты сумела
Я, родная, горжусь тобой.
Деревенька моя, ты живи, процветай
Без печалей, нужды и бед.
Вечно здравствуй и горя не знай
Еще множество долгих лет!


Загрузка...
Карымы
На территории Бичурского района сложилось две этнические группы: сибиряки и семейкие, а среди бурят хори, абагаты и цонголы. А в моём селе нет ни семейских, ни бурят. Тогда кем же являются коренные жители с. Старые Ключи? Здесь живут карымы.
Называют карымкой меня
Называют, конечно, не зря.
Кто-то спросит, а что за народ?
Из каких неизвесных пород?!
Я отвечу народ мой велик!
Века три назад он возник.
Не ищите на карте его
Неизвестно о нем ничего.
Приоткрою я тайны завесу,
Докажу какого он весу.
Вы поймете, что чувствую я.
Земляков воспевая любя.
Мне стало интересно, все-таки кто же такие староключевцы? Что значит слово «карым»? я взялась за эту работу, оказалось, что источники не дают возможности подробно изучить данный вопрос.
Оказывается издавна староключевцев называют карымами, это прозвище произошло в результате кровосмешения русского населения с бурятами. Карымы всегда отличались своей скромностью и добротой, трудолюбием. Среди них никогда не было ни вражды, ни злопамятства и поэтому староключевцы пользуются уважением в окрестных селеньях.
Село Старые Ключи, согласно архивным данным. было основано примерно около трёхсот лет назад. Первыми поселенцами были семьи Переваловых, Михайловых, Асеевых. Эти наши предки и стали называться карымами.
Словари дают следующее значение слова «карым» -С `потомок от смешанного брака русских и бурят; тот, кто исповедует иное религиозное направление по сравнению со старообрядческим. Смуглый, похожий на бурята человек. В дореволюционной России: бурят принявший православную веру. русский образ жизни. русские обычаи.
Но в результате моего исследования я сделала вывод: оказывается карымы — произошли не только кровосмешение русских и бурят, но и русских с монголами.
Карымы всегда отличались своей скромностью, добротою и трудолюбием. Среди них не было ни вражды, ни злопамятства и поэтому староключевцы и по сей день пользуются уважением в окрестных селеньях. Эти люди очень сдержаны во всем, не вспыльчивы.
Даже похороны в моем селе всегда проходят тихо. Здесь не принято голосить, причитать как это делается у семейских. Эта холодная сдержанность перешла к нам от наших предков бурят, которые редко оплакивали покойников, потому что считали: человек в этом мире обречен на муки, а переходя в загробный мир — обретает благодать и покой и становится счастливым. Уход из жизни близкого нам человека — тяжелая утрата. Смерть причиняет нам нравственные страдания, поэтому защитой от всего этого служит вера людей в загробный мир. (Прилбжение 2)
Из беседы со старожилами села я узнала, что во времена правления Екатерины II староключевцы пользовались особыми привилегиями. Мужское население карымов никогда не призывалось для службы в армии. Поэтому их прозвали «царскими племянниками», это прозвище и бытует до сих пор.
Есть несколько версий происхождения этих привилегий. Одна из них повествует о том, что для службы в казачьих войсках призывалось только чисто русское население мужчин, а так как карымы — люди смешанной крови, то они являлись исключением из правил. Не проходя службу в армии. Но зато эти лица облагались налогом (ясак), поэтому их назвали «ясашными».
Вторая версия немного фантастична, на мой взгляд, но тем не менее она существует. Из поколения в поколение передавалась легенда о том, что в те далекие времена грамотными людьми было составлено и послано с гонцами прошение императрице об освобождении староключевцев от службы в армии. Якобы какой — то шустрый купчишка лично ходатайствовал об этом перед императрицей, и просьба его была удовлетворена. Чем объяснялась такая просьба карымов — история умалчивает.
Семьи в Старых Ключах всегда были большими. В старину шесть-семь детей считалось нормативом, а были семьи, где дети росли дети по десять-тринадцать человек. Как правило, дети были очень послушными и дисциплинированными. Отец-глава семьи, пользовался огромным авторитетом в семье. Вступать в спор с отцом, дерзить ему считалось большим грехом. Отец держал в повиновении всю семью, включая и жену. Поэтому жены всегда были покорны своим мужьям, а дети послушны. Отец, в свою очередь, почитал своих родителей. Вместе с женой они называли их: мать — матушкой, отца- батюшкой или тятей.


Загрузка...
Описание клубов, секций, кружков для детей и молодежи, организованных при староключевском сельском клубе.
В ___ году в староключевский сельский клуб пришел работать Перевалов Владимир Арсентьевич, в этом же году в сельском клубе образовывается 4 кружка: «Шахматный» который вела Скуратова Анна Ивановна, «Вокальный»- Перевалова Светлана Витальевна, «Танцевальный»- Кузовлёва Мария Александровна и «Рисования» -Асеева Екатерина Алексеевна.
Кружки велись два раза в неделю, его посещали дети младшего школьного, и школьного возраста.
В последствие осталось только два — это «вокальный» и «танцевальный» кружок. Поддерживает все начинания клуба Наталья Максимовна Разуваева – глава Муниципального Образования – Сельского Поселения «Окино-Ключевское».
В сельском клубе регулярно проводится смотр художественной самодеятельности, по проведению которых про сельский клуб упоминается (и не раз) в Средствах Массовой Информации т.е в районной газете «Бичурский Хлебороб». Клуб имеет грамоты за участие в различных мероприятиях районного уровня.


Загрузка...
Пока я жива и бьется мое сердце, я буду любить свою Родину и буду патриотом своей страны. Мы живем один раз, и нужно прожить так, чтобы не было стыдно за твой прожитый век… Не обрубайте корни, связывающие Вас с родным домом и Вашими родными людьми. Я призываю Вас любить свою Родину, и не расхищать духовные ценности, не становитесь варварами, разрушающими культурное наследие своего села и страны в целом.
Закончено небольшое исследование. Работа над ним дала мне очень многое: узнала не только о роли культовых построек на Руси в целом, но и о роли конкретной часовни -староключёвской _ в жизни местного населения. Больше узнала об истории родного края, познакомилась и побеседовала с интересными людьми, сделала снимки. Всё собранное позволило мне представить более ясную картину о роли этой часовни. Когда входищь в часовенку, ощущаешь вокруг себя что-то таинственное, загадочное. Как-то невольно отдаляешься от действительности и обретаешь душевный покой. Под взглядами, устремленными на тебя, святых теряешься, чувствуешь себя грешником, а душа просит покаяния, освобождения от всего ненужного, грязного, пошлого. Изо всех углов навевает прошлым. и кажется, что души и всех покоящихся на этом кладбище, присутствуют тут всегда, каждый рядом со своей иконой, принесенной из дома умершего в день похорон. Хочется надеяться, что наши потомки сохранят это народное достояние на долгое время и не рассеется в веках их нравственная и патриотическая Ценность. Соблюдая законы и обычаи старины, деревня живет и здравствует.

Загрузка...
Староключевская часовня
В Старых Ключах никогда не было ни церкви, ни молебных домов как у семейских. Люди молились дома или по большим праздникам ездили в Кяхтинские церкви. Таинство крещения совершали посвященные в это дело старушки.
Стоит часовенка среди могил безмолвных,
Кладбищенский покой от суеты храня.
И сколько будет здесь могилок новых?
Быть может, похоронят где то тут меня.
Проходит чередою смена поколений, 1
И расширяется границы кладбища вокруг.
И ждет часовенка еще могилок пополнений — Безмолвных и святых своих подруг.
( КИ Симонова, Окино-Ключи 2007г.)
Посреди староключевского кладбища стоит небольшая часовека. Часовня – маленькое здание с иконами, и в отличие от церкви, без алтаря. Староключевцы гордятся своей часовней, которую около трехсот лет назад в с. Старые Ключи построил князь, к сожалению, его имя по пришествие трех веков никто не помнит.
В данном случае это деревянный домик квадратной формы. Основанием которого являются большие каменные плиты. Крыша четырехскатная, раньше была покрыта драньём (расщеплёнными досками), а сейчас жестью. На пересечении скатов стоит крест, который, по словам сторожилов, когда то стоял на куполе церкви и в с. Окино-Ключи. Крылечко перед часовней тоже сделано из каменных плит. На южной стене – два небольших оконца, застекленные неровным, искажающем предметы стеклом, потому что эти стёкла очень древние. Никто из местных жителей не посмел разбить их, взять что то из содержимого часовни, боясь божьей кары.
Дверь в часовне выходит на запад и никогда не запирается на замок, поэтому каждый человек может в любое время посетить ее, помолиться и зажечь свечу за здравие и упокой. А один раз в год, на Родительский день после пасхи, она стоит настежь весь день. Приходящие заходят туда после посещения могил усопших родственников, чтобы помолиться об их душах и зажечь свечу. Не принято уходить с кладбища минуя часовню.
Убранство часовни состоит, прежде всего, из большого количества икон.(Приложение)
Посредине стоит большой, старинный, медный Подсвечник, за ним в центре противоположной стены испокон веков стоит большой деревянный крест, обтянутый холстом, на котором изображен распятый Иисус. Крест очень древний, поэтому изображение Христа частично стерлось, но кровь, выступающая из-под вбитых в ладони и ступни гвоздей, просматривается четко, как живая. И лицо, выражающее адские муки распятого, хорошо сохранилось на холсте.
В левом углу раньше стояли две большие старинные иконы, которые тоже были нарисованы на холсте. (Приложение3)
Но лет тридцать назад приезжие вандалы вырезали холсты, оставив только рамки (киоты). Так же исчезли и другие дорогостоящие иконы: библия, медная подсвечная лампада и прочее. Каждая икона, находящаяся в часовне — это сопутствие души в гробу с покойником на кладбище, а после погребения икону оставляют в часовне навсегда. Зная, что местные жители никогда не осмеливались брать понравившуюся икону из часовни.
Это могут сделать только вандалы, не признающие ничего святого.

Есть в часовне и другая интересная икона, относящаяся к концу семнадцатого столетия с изображением Бога — отца Савоафа в лучах света. Она интересна своей необычной формой. Возможно это вовсе и не икона, а фрагмент церковного свода, часть круга. (Приложение 4)
На столике у подножия распятия, покрытом цветной шалью, разложены людские подаяния для поминовения усопших; крашенные яйца, конфеты, печенье, искусственные цветы. пасхальные открытки, ветки вербочки, а в последнее время стали класть и монеты. (Приложение5)
Уборку в часовне производили только избранные. Это была какая — нибудь пожилая женщина обязательно с безупречной репутацией. Чистота и порядок в этом уютном помещении царят и по сей день.
Чтобы собрать побольше материала о часовне, я обратилась к старожилам нашего села. Вот что поведал мне Баженов Василий Александрович: «Когда построили в селе часовню — теперь уж никто и не помнит. Вначале здесь было бурятское поселение. а когда русских стало побольше, то на месте образовавшегося кладбища и построили эту часовенку. А было это примерно в 1900 году. Можно так же предположить, что основателем этого был какой-нибудь купец. Доказательством этому служит найденная во время пахоты огородов надгробная плита купцу 2-й гильдии. Возможно в память об усопшем и была воздвигнута эта часовня»
А еще сохранилась информация о том, что для освящения часовни привозили батющку из Кяхты.
Асеева Галина Кирилловна рассказывала, что в часовне на матнице много лет лежала старая книга — Евангелие, которую передали в дар из Кяхтинского Троицкого собора. Распятие тоже было привезено из Кяхтинского уезда. Подсвечник, который чудом сохранился до сих пор, мастера выливали специально для церкви, но пожертвовали его нашей часовне.
Евангелие могли читать немногие, так как грамотных людей в старину были единицы. Читала по этой священной книге Перевалова Степанида Петровна. Это бывало при крещение младенцев, при похоронах или освящении чего-либо.
«При сильных засухах: когда долго не было дождя, — вспоминает Галина Кирилловна — старики и детишки брали в часовне иконки и шли вымаливать у Бога дождя. Молебен проходил в местности кресты к югу от села.
А еще в престольный праздник Сдвижение (воздвижение креста господня-4декабря) приезжал в Старые Ключи батюшка из Усть — Кирана и приходили богомольцы из окрестных деревень для молебна в честь праздника, после которого устраивали гулянье. Так как своего батюшки на селе не было, то таинством крещения занималась бабушка Наталья. Асеева Наталья Дмитриевна была очень набожной старушкой, лечила людей заговорами, была одной из самых уважаемых людей села».
В часовне всегда царили чистота и порядок. Старушки мыли и выскребали пол добела. Входя в часовню, люди тщательно вытирали ноги у порога или даже снимали обувь
До 2007 за чистотой и порядком в часовне следили Бущкова Аграфена Степановна, Баженова Аграфена Григорьевна и Асеева Галина Кирилловна. Но и теперь уже более молодое поколение не обходят часовню стороной. Каждый старается внести свою лепту в сохранение этого исторического памятника. Жители села устраивают субботники по очистке территории кладбища, для побелки ограды и генеральной уборки часовни.
Много раз часовня подвергалась нападению вандалов. Так в 1970 году было похищено большое количество уникальных икон, в том числе икон, написанных на больших холстах, которые были грубо вырезаны из киотов. Немного позднее исчезло и Евангелие. Но, несмотря на это люди, чтят и берегут все, что имеется в наличие на сегодняшний день, пополняя содержимое новыми экспонатами.
Обычно часовню открывают во время похоронной процессии. Икону, которая сопровождает покойного в мир иной, после погребения оставляют в часовне навсегда, хотя ее можно забрать домой.
Икона остается в часовне, как частичка души человека, который покинул наш мир.
К сожалению, в России кроме добродушных людей, умеющих ценить и приумножать ценности, встречаются вандалы, которые ради жажды наживы расхищают такие часовни в деревнях вроде нашей, и рука их не дрогнет… Так и в нашей часовне было много старинных икон, которые вандалы беспощадно расхитили. Но все-таки осталось несколько икон несущих большую ценность. Чудом осталось распятие Христа и старинный медный подсвечник, который привезли из г. Кяхты.
Загрузка...